При азотировании, как и при верхней закалке, благодаря увеличению удельного объема стали в поверхностном слое появляются большие внутренние сжимающие напряжения. Если вас интересует азотирование, переходите на сайт https://karbaz.com.ua/nashi-uslugi/azotacija/. Они помогают уменьшению растягивающих стрессов от внешней нагрузки во время работы детали. В результате выносливость детали, т. е. возможность держать огромное число повторных нагрузок, увеличивается.
Процесс азотирования имеет также и некоторые технологичные плюсы перед цементацией: после азотирования не потребуется закалка, температура процесса на 350—400°С меньше, чем при цементации. В результате искривление деталей при азотировании выходит меньшим.
Большим недостатком азотирования считается большая продолжительность данного процесса. Цикл азотирования продолжается до 2-ух суток. Более того для азотирования приходится использовать дорогие легированные стали, и потому азотированные детали получаются в 2—3 раза дороже, чем обыкновенные.
Среди хороших качеств процесса азотирования следует отметить:
1. Высокую твердость (до HV 1300), которая достигается без закалки;
2. Несущественную если сравнивать с другими методами упрочнения деформацию деталей;
3 Теплоустойчивость поверхностного сочного слоя до 500.600 °С;
4. Большую устойчивость к износу;
5. Устойчивость к коррозии (тем более в воздушной атмосфере);
6. Высокое сопротивление усталости;
7. Высокое сопротивление знакопеременным нагрузкам.
Минусы такого способа упрочнения заключаются в следующем:
1. Большая продолжительность процесса насыщения (до 100 часов);
2. Невысокая если сравнивать с цементированными деталями контактная стабильность;
3. Большая хрупкость слоя поверхности;
4. Пониженная вязкость азотированных деталей;
5. Нестабильность результатов азотирования при его реализации в промышленности.
Хотя со времени промышленного освоения процесса азотирования было разработано и внедрено много его разновидностей и методик (лазерное и плазменное азотирование, азотирование в виброкипящем слое, в расплавах солей и др.), но, как показывает фактический навык, самым популярным процессом в производственных условиях доминирующего множества машиностроительных производств считается газовое азотирование с применением в качестве насыщающей атмосферы продуктов частичной диссоциации нашатырного спирта NH3.
Цементация может проводиться в твёрдых, газообразных и жидких углеродсодержащих средах, которые называются карбюризаторами. Нагрев выполняют в обстановке, легко отдающей углерод.
Цементация в твёрдой обстановке
Наиболее старым способом считается цементация в твёрдой обстановке. Детали ложатся в стальной ящик, обязаны быть полностью покрыты карбюризатором(уголь) и не касаться друг друга и стенок ящика. Ящик плотно закрывается и загружается в печь. При нагревании образуется окись углерода (CO), которая в свою очередь разлагается на углекислый газ (СО2) и атомарный углерод. Так как детали нагреты до температуры выше критичной точки Ас3, атомарный углерод проникает во внутрь мягкого железа.
Режимы обработки: 900-950 градусов, 1 час выдержки на 0,1 мм толщины цементированного слоя. Для получения 1 мм слоя — выдержка 10 часов.
Сейчас нашла большое использование цементация газами. Детали загружают в печи в которые вводят цементующие газы (окись углерода и метан). При нагревании газ разлагается, образовывая атомарный углерод. Длительность процесса газовой цементации меньше, чем цементации твёрдым карбюризатором, так как нагрев и охлаждение изготавливаются с высокими скоростями, чем это можно выполнить в цементационных ящиках. Плюс ко всему, газовая цементация имеет ряд остальных положительных качеств: возможность точного регулирования процесса цементации путем изменения состава цементующего газа, отсутствие громоздкого оборудования и угольной пыли и возможность делать закалку конкретно из печи. Процесс газовой цементации более экономичный
Источник: