В холодильных установках судов типа «Прометей» фильтры-осушители установлены после линейного ресивера. В результате температура R22 и сорбента может быть на 10-15 °С ниже, чем температура в машинном отделении, что благоприятно отражается на поглотительной способности адсорбента.
Однако при остановке винтового компрессорного агрегата и повышении температуры хладагента и фильтра-осушителя последний может десорбировать влагу, возвращая ее в систему. Это необходимо учитывать в практике эксплуатации, не допуская работу сорбента до его полного насыщения влагой.
По этой причине наблюдается образование ледяных пробок в ТРВ (терморегулирующих вентилях) при переходе промысловых судов из умеренных широт в тропические, когда вследствие десорбции в системе оказывается вода. Поэтому рекомендуется при подготовке промыслового рейса в южные широты проводить замену осушителя. На судах зарядку осушителя часто проводят в нагретом состоянии, поскольку в этом случае он меньше поглощает воду из воздуха.
Различной растворимостью влаги в хладоне в зависимости от его температуры и состояния объясняется обмерзание сетчатых фильтров на всасывании в винтовой компрессор. Признаками обмерзания сеток является перемещение границы инея по корпусу фильтра от входа хладагента к крышке фильтра и увеличение разности показаний манометра на общем всасывающем трубопроводе и на всасывающем патрубке винтового компрессора. При значительном количестве влаги в системе холодильной установки (например, при обводнении системы при разрушении трубок конденсатора и замене хладагента и масла в установке) в некоторых случаях за одно вскрытие фильтра на всасывании с сеток вынимается до 0,5 кг льда.
На РТМС типа «Прометей» Клайпедской БТФ явление повышенной адсорбции влаги из парообразного хладона при низких температурах используется для аварийного осушения системы при попадании больших количеств влаги в систему хладагента. Для этого во всасывающий фильтр компрессора перед его включением закладываются мешочки с сорбентом. При этом давление всасывания при работе установки поддерживается в пределах 0,01-0,02 МПа, что дает возможность установке работать в течение 24 ч. После этого сорбент заменяется, и установка снова включается в работу. Циклическая работа на осушение продолжается до полного удаления влаги. Контроль за осушением можно вести, замеряя массу закладываемого осушителя во всасывающий фильтр.
При наличии обводных линий на ТРВ можно рекомендовать интенсификацию процесса осушения путем дросселирования хладагента R22 перед фильтром-осушителем в целях понижения температуры хладагента R22 и сорбента (но не ниже 0°С) и частичного испарения жидкости. На БМРТ типа «Горизонт» внедрен следующий способ освобождения R22 от воды. На обводной линии ТРВ перед испарителями устанавливается специально изготовленный фильтр-влагопоглотитель. В него дросселируется хладагент с регулирующей станции рефрижераторного отделения. Прохождение хладагента R22 наблюдается по смотровому стеклу на фильтре. Как только проток хладагента R22 прекращается, фильтр заменяется запасным. Специалисты положительно отзываются о работе устройства по осушению хладагента.
Источник: