Календарь развития ребёнка до 1 года по месяцам

Слип для новорожденного
Слип для новорожденного

Если в вашей семье произошло такое счастливое событие как рождение ребёнка, то знайте, что ему нужно будет пройти длинный путь от маленького комочка, и до годовалого малыша. Не имеет особого значения, как быстро будет развиваться малыш, так как за первый год его жизни он обучится очень многим вещам, и что самое интересное, в последующем ребёнок никогда уже не будет обучаться всему с той же скоростью. Так, например, в тот период ребёнок учится улыбаться, говорить, произносить различные звуки, ходить, играть и ещё много чему. Мамы иногда не очень понимают, есть ли у ребёнка отклонения в развитии, или же оно наоборот вперёд нормы.

Целью этой статьи является рассказ о том, как меняется ваш ребёнок в каждый месяц его жизни, как он его воспринимает, приведены усреднённые данные по его прогрессу в росте, весе и другим аналогичным показателям. Нужно понимать, что каждый из малышей индивидуален, но всё же есть что-то общее между развитием разных новорождённых малышей.

Первый месяц

Именно этот месяц является наиболее проблемным и сложным для молодых мам, и именно его принято называть периодом адаптации для только что рождённого ребёнка. По статистике 70% времени малыш проводит во сне, ведь сон является очень важным компонентом жизни для младенца. Организм малыша привыкает к новой обстановке, растёт, а в период активного бодрствования делает различные движения руками и ногами. Уже к концу данного месяца жизни малыш на непродолжительное время удерживает голову, фокусируется глазами на игрушках, и лицах родителей, издаёт различные звуки.

Педиатры говорят, что нужно уделить внимание прикладыванию малыша в первые часы жизни к груди мамы. Так же они считают, что в первый месяц создаётся так называемый «эмоциональный контакт», который возникает между мамой и малышом.

Важным моментом является питание малыша. По статистике он прибавляет в весе 600-700 грамм. Во время того как ребёнок ест, его нельзя торопить.

После рождения у малыша уж есть врожденные рефлексы, и с помощью них происходит его адаптация к окружающей среде. Однако со временем часть из них начинает пропадать, например такие рефлексы, как сосательный, хватательный, рефлекс ходьбы, плавательный, но есть рефлексы, которые остаются с малышом на всю жизнь: зевотный, чихательный, моргательный и другие рефлексы.

Опираясь на рефлексы, детские врачи могут выявлять, в каком состоянии находится нервная система ребёнка. Мамам рекомендуется окружать ребёнка теплотой, безопасностью, и приучать его к режиму день — ночь. Так же не нужно забывать про обработку пупочной раны.

Этот месяц характеризуется:

  • Прибавка в весе в среднем составляет примерно 600-700 грамм, а в росте — 2-3 см.
  • Ребенок ест каждые 2-3 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Карапуз много спит. Время бодрствования составляет в сутки 3-5 часа.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения пока еще хаотичны, а кулачки почти всегда сжаты и прижаты к груди.
  • Если ребенка положить на живот, то он будет стараться поднять голову, но удерживать ее еще пока не сможет.
  • Основной способ общения с окружающим миром — это плач. Именно так ваш малыш дает понять, что хочет есть, что пора менять мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто желает, чтобы вы уделили ему больше внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Малыш уже способен на какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — на лицах родителей или на подвесной игрушке. Если есть возможность установить подвижный мобиль над местом пеленания, то это поможет вам отвлечь немного ребенка во время пеленания.
  • Карапуз реагирует на громкие и резкие звуки. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать. Музыкальный мобиль будет отличным первым музыкальным развлечением для малыша.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них. Если вы много времени общаетесь с ребенком, то к концу первого месяца жизни он начнет проявлять и свою собственную «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Этот месяц обычно называют периодом «оживления», так как именно во второй месяц жизни малыш уже умеет различать в каком эмоциональном состоянии находится мама или папа. Например, он понимает, улыбаетесь ли вы, или же вы чем-то расстроены. А если вы подойдёте к его кроватке, то он будет махать ручками в разные стороны.

Этот месяц жизни малыша характеризуется:

  • прибавкой в росте на 3 сантиметра, а в весе ребенок может прибавить от 700 до 1000 грамм;
  • ребенок проявляет все большую активность. Не редки случаи, когда у малыш путает день с ночью, и не дает родителям высыпаться. Поэтому важно изначально стараться выстраивать распорядок дня;
  • карапуз может на непродолжительное время поднимать и держать голову, а также активно разводит руки в стороны, уже начинает пытаться переворачивается с бока на спину при небольшой помощи родителей;
  • начинается активная стадия  гуления и напевания звуков «а», «о», «у», «ага», «агу», «бу»;
  • все сильнее проявляется «комплекс оживления». Появляется широкая улыбка, ручки тянутся к маме, а ножки активно распрямляются и сгибаются в коленном суставе;
  • Уже сейчас ребенок может следить за предмет взглядом из стороны в сторону, а также при удалении и приближении. Активно включается слух и ребенок все чаще поворачивать головку на источник звука, например на голос родителей;
  • Координация движений совершенствуется. Ребенок с удовольствием исследует свои руки — рассматривает и сосет пальчики и кулачки.
  • Пальчики практически все время сжаты в кулачки, но малыш их все чаще раскрывает и если вложить туда игрушку-погремушку или палец родителя, то малыш может их крепко схватить и удержать.
  • Со второго месяца  впервые появляются попытки дотянуться до интересующего предмета, особенно, если он яркий.
  • В этом возрасте совершенствуется зрение маленького человечка. Мир наполняется красками.
  • Постепенно начинают угасают рефлексы новорожденного. О них мы писали выше.

Третий месяц

На третий месяц замечаем, что малыш еще увереннее держит голову. Если выложить малыша на животик, то он пытается опираться на свои предплечья, и у него это получается. Поэтому в этом возрасте нужно и важно чаще переворачивать карапуза на живот. Хочу отметить, что эта процедура также помогает от коликов в животике. Выкладывание на животик также способствует укреплению мышц шеи и спины.

Окружающий мир обрел краски и поэтому ребенок сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Родители могут радостно замечать, что ребенок  разговаривает с собой, издавая не только единичные гласные звуки, но и некоторые согласные. Просыпается любопытство к окружающим его вещам и событиям. Малыш уже сейчас может вытащить соску изо рта, а потом пытается с переменным успехом засунуть ее обратно.

А что с весом и ростом? Карапуз должен прибавить примерно 800 гр в весе и 3 см в росте. Увеличивается период между сном до 1-1,5 часа. В это время нужно обязательно окружить любимое чадо заботой и теплом. Разговаривайте, обнимайте, целуйте, берите на руки и гуляйте с ним по дому. Рассказывайте об окружающих и интересующих его вещах. Ребенок будет вас внимательно слушать и тянуть ручки к наиболее ярким и новым для него вещам. Обобщим:

  • Рост — прибавка 3-3.5 сантиметра, прибавка в весе в среднем 750 грамм;
  • Удлиняется ночной сон и укорачивается дневной. Это позволяет родителям выспаться и в бодром состоянии уделять днем ребенку значительно времени во периоды бодрствования;
  • Лежа на животе карапуз удерживает голову в течение 25-30 секунд, а в вертикальном положении — до 20 секунд. Легко и с интересом вертит головкой в разные стороны;
  • Успешно поворачивается со спины набок и пробует уже перевернуться со спины на животик, и уже в положении на животе опирается на локти;
  • Малыш весел, он улыбается и активно узнает родителей и других людей, которые часто общаются с ним (бабушки, дедушки), гулит, «поет» во время общения, и таким образом пытается устанавливать свои первые диалоги с родителями;
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Своим криком и плачем активно начинает выражать недовольство, а также требовать внимания к его персоне. При внимательном наблюдении уже сейчас родители могут заметить первые проявления характера малыша.
  • Карапуз легко распознает источник света и звука.
  • Если ребенка держать над твердой поверхностью, то он будет отталкиваться от нее, как бы «подпрыгивать», и сучить ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш начинает тянуть ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить. Если вложить в ладонь малыша мягкую игрушки, то он крепко ее сожмет и будет держать. Появляется первая осознанная моторика пальцами — малыш может показывать указательным пальцем на предмет, игрушку или человека. Появляются первые попытки ударить руками по висящим над ним игрушкам. Так как малыш уже нашел свои кулачки и тянет их активно в рот, то и предметы, которые попали к нему в руки будут активно направляться в рот.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей. Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.

  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

Рост +2.5, вес + 700 гр.

  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться первые зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

Средняя прибавка: рост +2.5 см, вес +700гр.

  • Почти самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

Средняя прибавка: рост +2 см, вес + 600 гр.

  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

Средняя прибавка: рост +2 см, вес +600 гр.

  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

Средняя прибавка: рост +2 см, вес +600 гр.

  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

Средняя прибавка: рост +1 см, вес +350 гр.

  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

Средняя прибавка: рост +1 см, вес +350 гр.

  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

Средняя прибавка: рост +1 см, вес +350 гр.

  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Со своей стороны мы хотим отметить, что все приведенные выше показатели условны. Развитие конкретного ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Давайте обобщим чему должен научиться  ребенок в один годик.

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Оставить комментарий:

Оставьте первый комментарий!

Оформить подписку:
avatar
wpDiscuz